Оценка объема рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год

26.05.2017

СПРАВКА

Оценка объема рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год

Оценка произведена путем анализа данных из различных источников и экспертной оценки представителей компаний-членов КАПИОР при участии представителей компаний TNS Central Asia и Ipsos Kazakhstan на собрании КАПИОР в июле 2016 года

Методологическая работа по оценке объема рынка проделана рабочей группой в составе: Л.Гуревича, Н.Оспановой,  А.Романова,  А.Рузанова.

Работа с базами данных по налогам, по гос.закупкам, по закупкам холдинга Самрук-Казына проведена Натальей Оспановой. Рабочая группа выражает Наталье искреннюю благодарность за проявленные энтузиазм и профессионализм!

Основные результаты:

1.      Оценка рынка в долларах США (в сравнении с российским рынком)

Объем рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год составил 21,1 миллионов долларов США (данные КАПИОР) (без НДС)

Объем российского рынка маркетинговых исследований за 2015 год – 236 миллионов долларов США (данные OIROM)

Как видим, примерно сохраняется соотношение объемов казахстанского и российского рынка исследований – 1:10

2.      Динамика показателей 2015 года к показателям 2014 года

 

Таблица 1. Объем рынка исследований в Казахстане в 2014 и 2015 гг

 

 

2014/Млн.Тенге

2014/Млн.Доллары

2015/Млн.Тенге

2015/Млн.Доллары

Коммерческий сектор

3617

19,5

3916

17,7

Изменения в % к предыдущему периоду

 

 

+8,3%

-9,2%

Госзакуп

1394

7,5

757

3,4

Изменения в % к предыдущему периоду

 

 

-45,7%

-54,7%

Годовой оборот

5011

27

4673

21,1

Изменения в % к предыдущему периоду

 

 

-6,7%

-21,9%

 

Если брать рынок исследований в целом, то его объем в тенге составил 4673 млн, что на 6,7% ниже, чем в 2014 году.

В долларах снижение более драматичное – минус 21,9%, объем составил 21,1 млн.долларов США (в 2014 – 27 млн)

При этом мы видим, что коммерческий сектор выглядит гораздо лучше сектора гос.закупок, и в тенге показывает даже положительную динамику – плюс 8,3% (3916 млн.тенге) в сравнении с 2014 г. (3617 млн.тенге)

Таким образом, снижение объема рынка в тенге произошло за счет негативного влияния сегмента гос.заказов. Этот сегмент по сравнению с 2014 годом «упал» на 45,7% в тенге и на 54,7% в долларовом выражении.

Наши выводы подтверждаются схожей динамикой показателей объема исследований на родственном нам (по природе происходящих в индустрии процессов) российском рынке (см.Таблицу 2)

Таблица 2. Объем рынка маркетинговых исследований России 2013 – 2015 гг.

 

Показатель

2013

2014

2015

Объем рынка, млн долл. США

430

382,7

236

Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %, долл. США

+10

-11

-38

Объем рынка, млрд руб.

13,69

14,58

14,31

Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %,

+13

+6,5

-1

Источник: ОИРОМ (подчеркнуто), остальное - расчеты research&trends на основании исторических валютных курсов по сервису oanda.com

3.      Сравнение показателей объема 1 полугодия 2016 г. с 1 полугодием 2015 года

 

Компании-участники «салфеточного исследования» также дали показатели первых 6 месяцев 2015 и 2016 годов, чтобы посмотреть динамику этого периода (см.Таблицу 3)

 

Свои данные дали 9 компаний: TNS Central Asia, BRIF Research Group, БИСАМ, Ипсос Казахстан, Гфк Казахстан, Алвин, ЦИОМ, ISAS, САНДЖ

 

Объем рынка исследований за 1 полугодие 2016 года вырос почти на 30% по сравнению с 1 полугодием прошлого года. Хотя цифры нельзя напрямую экстраполировать на весь рынок, так как это данные 8 наиболее активных игроков. Тем не менее, есть серьезный повод для оптимизма. Опять же это, скорее всего, относится преимущественно к коммерческому сегменту рынка.

 

Таблица 3. Сравнение 2015 и 2016 годов по итогам 1 полугодия

 

 

1 полугодие 2015

1 полугодие 2016

Объем в млн.тенге

1 032

1 340

% изменения

 

+29,8%

 

Пояснения к полученным данным:

1)      Данная оценка охватывает не только маркетинговые, но и социальные, социологические исследования

2)      В «салфеточном исследовании» приняли участие компании: члены КАПИОР – БИСАМ, ЦИОМ, САНДЖ, ISAS, Gfk Kazakhstan, Алвин, BRIF Research Group, а также TNS Central Asia, Ipsos Kazakhstan. Для более полной картины рабочая группа представила также экспертную оценку оборота наиболее крупных и активных исследовательских компаний.

3)      Сумма оборотов участников «салфеточного исследования» за 2015 год составила  2316 млн.тенге (без НДС)

4)      Полученная сумма позволила определить коэффициент налоговой нагрузки на исследовательские компании в 2015 год и с помощью базы данных по налогам посчитать совокупный оборот более широкого списка компаний, которые рабочей группой КАПИОР были идентифицированы как исследовательские. Всего таких компаний – 35. Итоговая сумма – 3916 млн.тенге – была принята как объем коммерческого сектора исследовательского рынка

5)      Показатели по сектору гос.заказов были взяты с сайтов гос.закупок и закупок холдинга Самрук-Казына по направлению исследований. При этом были скорректированы данные по 2014 году


Возврат к списку

Члены КАПИОР