Маркетинговые и социологические исследования преодолели шок больших данных

11.11.2019

Леонид Гуревич, президент
BISAM Central Asia

Именно такой, выраженно оптимистический, вывод я смог сделать, присутствуя на очередном ежегодном конгрессе Всемирной ассоциации профессиональных исследователей (ESOMAR), состоявшемся в Эдинбурге.

Открывшаяся широкая доступность и возможности многоплановой обработки больших данных далеко не первый вызов, с которым приходилось сталкиваться профессиональному исследовательскому сообществу в последние десятилетия. 20 лет назад конгресс ESOMAR в Париже (первый форум ассоциации, делегатом которого мне довелось быть) поставил вопрос о кризисе маркетинговых исследований, который наступил в связи с вторжением интернета в рынок и общественную жизнь. Во многих докладах уверенно прогнозировалось полное вытеснение исследовательской классики онлайн исследованиями, содержавшими в себе в то время массу нерешенных или недостаточно разработанных методологических проблем. Однако ответ на вызов оказался несколько иным. Онлайн исследования сумели обрести добротную методологическую основу, существенно повысилась их надежность, расширились сферы применения. Вместе с тем, их отношения с традиционными исследованиями характеризуются сегодня не только конкуренцией, но и успешным взаимодействием.

В целом, исследования остались неотъемлемым атрибутом бизнеса, социального регулирования, политической деятельностью. Их востребованность растет. Всего лишь за 10 последних лет мировой оборот профессиональных маркетинговых и социальных исследований увеличился с 35 до 47 миллиардов долларов. При этом заметим, что онлайн исследования составляли в 2018 г. только 23% общего объема услуг мировой исследовательской индустрии, хотя тенденция роста их доли очевидна (в 2012 г. она составляла 12%).

К началу конгресса аппарат ESOMAR подготовил новые подходы к измерению объемов исследовательского рынка. Общий оборот компаний, собирающих и анализирующих данные традиционными способами и компаний, формирующих и поставляющих большие данные, составил около 80 миллиардов долларов. Объединение усилий дало удвоение объема мирового рынка исследовательских услуг.

Формат Эдинбургского конгресса заметно отличался от формата ранее проводившихся форумов. Вместо традиционных тематических секций были представлены три направления: Technovate (исследовательские технологии), Incubator (Идеи относительно методологии и содержания исследований), Amplifier (В основном история брендов и презентация исследовательских и IT- компаний).

Кроме того, в рамках направления Technovate действовала Студия обработки и аналитики, где можно было наблюдать процессы по конкретным проектам, а в рамках направления Incubator- студия «Черный ящик», где демонстрировались методологические и технологические «сюрпризы» (В программе соответствующие презентации не обозначались).

Особое внимание уделялось проектам молодых профессионалов. Созданное недавно объединение YES(Young ESOMAR Society) имело свою специальную квоту на презентации.

Ключевая проблема исследовательского применения больших данных была поставлена на конгрессе ярко и нестандартно: гуманизация, очеловечение bigdata. Большие данные могут быть полезными не только и не столько для расширения масштабов исследования, сколько для проникновения вглубь исследуемого объекта. Сегодня уже накоплен немалый опыт реализации этой парадигмы, который обозначил следующие тренды в развитии мировой информационно - исследовательской индустрии.

Читайте более подробно на сайте BISAM.


Возврат к списку

Члены КАПИОР